Методические рекомендации по формированию учебной мотивации учащихсяexpand_more

Современное общество нуждается в человеке, способном самостоятельно мыслить, ставить перед собой и обществом новые задачи и находить их решения, быть готовым как к индивидуальному, так и к коллективному труду, осознавать последствия своих поступков для себя, для других людей и для окружающего мира. Поэтому на первый план выдвигается развитие школьников.

Мотивация — это побуждение, вызывающее активность организма и определяющее его направленность.

Формирование учебной мотивации у учащихся — одна из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и развития активной жизненной позиции.

Понятие мотивации и виды мотивов

Современное общество нуждается в человеке, способном самостоятельно мыслить, ставить перед собой и обществом новые задачи и находить их решения, быть готовым как к индивидуальному, так и к коллективному труду, осознавать последствия своих поступков для себя, для других людей и для окружающего мира. Поэтому на первый план выдвигается развитие школьников. Мотив — побуждение к достижению цели. Мотивация объясняет целенаправленность действия, организованность и устойчивость деятельности, направленной на достижение определенной цели. Мотивация — это побуждение, вызывающее активность организма и определяющее его направленность. Мотивационная сфера учащегося имеет свои источники в практической деятельности. Ученик всегда что-то делает, участвует в какой-то деятельности. Для того чтобы он успешно учился, он должен совершать не любые действия, а вполне определенные. Формирование учебной мотивации у учащихся — одна из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и развития активной жизненной позиции. Поскольку наиболее острые проблемы в области обучения и воспитания связаны с отсутствием мотивов к получению образования у основной массы учащихся, следствием чего является снижение базовых показателей образованности и воспитанности выпускников всех учебных заведений, то важность названного критерия становится очевидной. Учебная деятельность имеет для разных школьников различный смысл. Выявление характера учебной мотивации и смысла учения для школьника в каждом конкретном случае играет решающую роль в определении учителем мер педагогического воздействия (влияния). Факторы, определяющие учебную мотивацию: • образовательная система, образовательное учреждение, где осуществляется учебная деятельность; • организация образовательного процесса; • субъектные особенности обучающегося; • субъектные особенности педагога; • специфика учебного предмета. Первая классификация мотивов: познавательные мотивы • направленность на изучение материала по предмету; • процесс познания; • приёмы приобретения знаний; • организация учебного труда; • самообразование. социальные мотивы • направленность на общение с людьми; • отношения с другими людьми; • стремление занять определённое место среди сверстников; • заслужить авторитет; • осознавать, анализировать способы своего сотрудничества и взаимодействия. Вторая классификация мотивов: внутренние — мотивы, стимулирующие процесс учения, не связанные с ней напрямую: • интерес к процессу деятельности; • интерес к результату деятельности; • стремление к саморазвитию, развитию своих способностей. внешние — мотивы непосредственно связанные с учебной деятельностью: • интерес к процессу решения задачи, к поиску способа решения, результату и т.д. Третья классификация: • наличие в мотивации тенденции к достижению успеха; • наличие в мотивации тенденции к недопущению неудачи. Четвертая классификация мотивации: • профессионально-ценностные; • эстетические; • традиционно-исторические. Уровни учебной мотивации Первый уровень. Высокий уровень школьной мотивации, познавательный мотив. Характерно стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школьные требования. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки. Второй уровень. Хорошая школьная мотивация. Учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью. Третий уровень. Положительное отношение к школе. Учащиеся достаточно благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями, с учителями, им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, пенал, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает. Четвертый уровень. Низкая школьная мотивация. Ученики посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия, на уроках часто занимаются посторонними делами, играми, испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Пятый уровень. Негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Учащиеся испытывают серьезные трудности в обучение, не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Однако уровень учебной мотивации не может быть постоянным. Причинами снижения уровня учебной мотивации могут послужить следующие факторы: • у подростков наблюдается «гормональный взрыв»; • отношение ученика к учителю; • отношение учителя к ученику; • личная значимость предмета; • умственное развитие ученика; • продуктивность учебной деятельности; • непонимание цели учения; • страх перед школой. Специальные приёмы изучения мотивации: • создание ситуаций (как меняется поведение обучаемых при изменении условий); • приём выбора партнёра (зависимость самостоятельности мотивов от взаимодействия с другими); • приём неоконченных предложений («Я был бы рад, если бы…); • приём неоконченного рассказа; • рассказ по картинке, воображаемые ситуации. Тренинги мотивации повышают успеваемость школьников, вырабатывают чувства собственного достоинства и стремление постоянного улучшения своих достижений. Тренинг «причинных схем» побуждает учащихся к определённому поведению. Тренинг личной причинности учит обучаемых искать причины своих неудач, прежде всего в самих себе, по возможности меньше зависеть от других, быть самостоятельным. Необходимо учить учащихся: • ставить перед собой реалистические цели; • соизмерять цели со своими возможностями; • знать свои сильные и слабые стороны; • определять конкретные действия; • планировать перспективу; • правильно оценивать складывающуюся ситуацию; • постоянно анализировать выполнение личной программы. Основным является тренинг внутренней мотивации. Мотив следует считать внутренним, если человек получает удовлетворение от самого поведения, от самой деятельности. Задача современной школы — не подавлять в ученике своё «Я». Пути и средства для формирования устойчивых познавательных интересов учащихся • новизна учебного материала; • использование нестандартных форм обучения; • создание положительного микроклимата в классе; • доверие к учащемуся; • создание ситуации успеха; • проблемное обучение; • тестирование знаний, умений; • взаимообучение в парах; • обучение с компьютерной поддержкой; • применение мультимедиа-систем; • разделите содержание обучения на легко усваиваемые разделы и начинайте с усвоения содержания средней трудности, затем переходите к трудным и, наконец, к лёгким; • попробуйте дополнить изучаемое содержание своими рисунками, примечаниями; • скажите себе приятные слова, выполнив задание; • по интересующим вас темам читайте дополнительную литературу; • чтобы знания были прочными, повторяйте основное содержание. Приемы мотивации на уроке • эффект загадки; • противоречия, сомнения; • реальные препятствия и принятие «вызова»; • обсуждение вопросов, волнующих учеников; • возможность высказать свою точку зрения. Важнейшая задача школьного обучения – формирование учебнопознавательных мотивов, основывающеся на трёх факторах: 1. Способности, задатки ребёнка. 2. Субъект (воля и эмоции ребёнка, преодоление своих неспособностей). 3. Среда (которая подаёт пример, образец, заинтересовывает, мотивирует или вынуждает действовать). Эмоциональный компонент мотивации учения Главная характеристика эмоционального компонента — переживания школьников в процессе учебной деятельности и их эмоциональное отношение к обучению. Эмоции, несомненно, имеют самостоятельное мотивирующее значение в процессе обучения и зависят от особенностей учебной деятельности и ее организации. Положительные эмоции могут быть связаны: • со школой в целом и с пребыванием в ней; • с взаимоотношениями школьника с учителями и товарищами, отсутствием конфликтов с ними; • участием в жизни классного и школьного коллектива; • с осознанием своих потенциальных возможностей в достижении успехов в учебной работе и преодолении трудностей; • эмоции от положительных результатов своего труда; • эмоции удовлетворения от справедливо поставленной отметки; • положительные эмоции от «столкновения» с новым учебным материалом; • эмоции при освоении приемамисамостоятельного добывания знаний. Важность всех названных эмоций заключается в том, что они образуют атмосферу эмоционального комфорта в процессе учения. Наличие такой атмосферы необходимо для успешного осуществления процесса обучения. В процессе обучения учителю необходимо заботиться о преобладании положительных эмоций при обучении. В целях формирования и развития учебной мотивации необходимо создавать учащимся условия, при которых их учебная деятельность будет опираться на следующие потребности: • быть признанным; • самостоятельно достигать успеха; • принадлежать к общности, к коллективу; • самореализация своего «Я»; • видеть в учителе друга, союзника и помощника. Целеполагание Реализация мотивов зависит от умения учащихся ставить перед собой цели, обосновывать их и достигать в процессе обучения. Учителю необходимо обучать школьников целеполаганию, умению воплощать свои мотивы через последовательную систему целей. Цель — это направленность ученика на выполнение отдельных действий, относящихся к учебной деятельности. Мотивы обычно характеризуют учебную деятельность в целом, а цели характеризуют отдельные учебные действия. Мотив создает установку к действию, а поиск и осмысление цели обеспечивают реальное выполнение действия. Наличие способности ставить пред собой цели является показателем зрелости мотивационной составляющей у школьника. Способность к целеполаганию является одним из волевых компонентов мотивационной составляющей ученика. Эта способность будет основой целеполагания для учащихся в будущем в профессиональной деятельности. Постановка перспективных целей и подчинение им собственного поведения придает личности определенную нравственную устойчивость. Основные факторы, влияющие на формирование положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности • содержание учебного материала; • организация учебной деятельности; • коллективные формы учебной деятельности; • оценка учебной деятельности; • стиль педагогической деятельности учителя. Алгоритм создания ситуации успеха. 1. На фоне эмоциональной комфортности снятие страха через фразы «Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться. Люди учатся на своих ошибках, и находят способы решений». 2. Авансирование успешного результата. Выражайте свою твёрдую убеждённость в том, что ученик обязательно справится с поставленной задачей. «Я даже не сомневаюсь в успешном результате», « у вас обязательно получиться». 3. Скрытое инструктирование ребёнка в способах деятельности через фразы «Возможно, лучше всего начать с…», «Выполняя работу, не забудьте о…». 4. Внесение мотива (обозначить практическую значимость). Показывайте, ради чего совершается эта деятельность. Например, в воспитательной работе «Без твоей помощи твоим товарищам не справиться…». 5. Персональная исключительность. Обозначайте важность усилий ребёнка. «Только ты и мог бы», «Только тебе, я могу доверить…», «Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой…». 6. Мобилизация активности, или педагогическое внушение. «Так хочется поскорее увидеть…». 7. Высокая оценка деталей. «Тебе особенно удалось то объяснение…», «Больше всего мне в твоей работе понравилось…». Основные методы создания ситуации успеха  Похвала.  Анонсирование. Смысл анонсирования состоит в предварительном обсуждении того, что ребёнок должен будет сделать (репетиция предстоящего действия)  «Эврика!». Суть этого приёма состоит в том, чтобы создать условия, при которых ребёнок, выполняя учебное задание, неожиданно для себя пришёл бы к выводу, открывая неизвестное.  «Эмоциональное поглаживание». С лёгкостью раздавайте комплементы. «Молодец!», «Умница» – это не только похвала, но и констатация факта. Ребёнок будет стараться, потому что поверил учителю. Как стимулировать учащихся? • опирайтесь на желания; • используйте идентификацию; • дайте обучаемым шанс; • используйте ситуацию; • используйте намерения; • сделайте работу привлекательной; • учитывайте интересы и склонности; • показывайте последствия поступков; • признавайте достоинства; • одобряйте успехи; • переходите на контракты; • поддерживайте соперничество; • дайте шанс спасти свой престиж; • обращайтесь к самолюбию; • хвалите; • показывайте достижения; • создавайте хорошую ситуацию; • ищите нестандартные решения; • создавайте потребность признания; • критикуйте сопереживая. Критерии продуктивного педагогического общения Создание благоприятного психологического климата. Формирование определённых межличностных отношений в учебной группе. Межличностные отношения должны формироваться целенаправленно. Установки и действия педагога • совместная с детьми работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач; • выбор средств, адекватных цели; • учет возрастных особенностей школьников; • выбор действия в соответствии с возможностями ученика; • использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий; • нестандартная форма проведения уроков; • создание ситуации успеха; • создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на уроке; • использование групповых и индивидуальных форм организации учебной деятельности; • эмоциональная речь учителя; • использование познавательных и дидактических игр, игровых технологий; • применение поощрения и порицания; • вера учителя в возможности ученика; • формирование адекватной самооценки учащихся; • стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий без боязни ошибиться; • оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно — неправильно), но и по процессу его достижения. Что мешает учителю создать здоровую мотивационную сферу? 1. Неумение удержать дисциплину на уроке, в результате чего цель урока не может быть достигнута; 2. Неумение организовать деятельность, творчество учащихся на уроке; Эрудиция Умение последовательно усложнять познавательные задачи Увлеченность предметом Учитель Вера в ученика и в его силы Любовь к работе Доброжелательное отношение к учащимся 3. Неумение создать обстановку и возможности для успеха каждого ученика; 4. Отсутствие собственных внепредметных интересов и умений, которые могут быть значимы для учащихся; 5. Педагогические и психологические ошибки в общении с детьми, которые не дают достаточного авторитета учителю; 6. Несдержанность, агрессивность, крикливость как проявление отсутствие профессионализма. Качества, которыми должен обладать учитель, чтобы его отношения с учащимися содействовали появлению и проявлению интереса к предмету УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ УСПЕШНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: Изменить методы обучения так, чтобы ученик мог достичь успеха; Стимулировать мотивацию и интерес в области изучаемых предметов; Повышать уровень активности и самостоятельности обучаемых; Обучение самооцениванию и взаимооцениванию; Формирование оценочной самостоятельности школьников и работа с оценочными листами, картами успешности; Введение парных и групповых форм работы, различных форм опроса и оценивания, подвижного способа обучения; Введение средств, позволяющих ученику и его родителям отслеживать динамику учебной успешности, относительно его самого (создание «Портфолио учащихся»). Учить положительному отношению к себе через обучение позитивной речи, предполагающей вместо высказывания: «Я не смогу этого сделать», «Это слишком трудно», «Я никогда не сделаю правильно», фразы типа: «Я могу это сделать», «Я могу измениться так, как считаю нужным», т.е. способствовать формированию адекватной самооценки учащихся. Методика мотивации должна предусматривать вопросы: Как? Где? Почему? ПАМЯТКА ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ, НАПРАВЛЕННОЙ НА МОТИВИРОВАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ Помните:  чем выше степень самоуважения, тем лучше результаты в учёбе;  успехи в учёбе являются катализатором учебного процесса;  неудачи в обучении могут привести к желанию прекратить учёбу;  чувство радости и интерес облегчает учение;  страх и напряжённость затрудняет процесс обучения. Учитель не должен забывать:  поддерживать ровный стиль отношений между всеми учениками;  ободрять учащихся при возникновении у них трудностей;  поддерживать положительную обратную связь;  заботиться о разнообразии методов преподавания;  приучать обучаемых к напряжённому познавательному труду, развивать их настойчивость, силу воли, целеустремлённость;  поощрять выполнение заданий повышенной трудности;  формировать чувство долга, ответственности;  учить предъявлять требования, прежде всего к самому себе. Исключайте из своего лексикона фразы-убийцы:  Так дело не пойдёт!  Об этом нам не надо говорить вообще!  На это у нас нет времени!  Это не серьёзно!  Можешь мне поверить!  Как ты до этого додумался? ПАМЯТКА, ОПИСАЮЩАЯ ОПРЕДЕЛЕННЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ, ОКАЗЫВАЮЩИЕ ВЛИЯНИЕ НА МОТИВАЦИЮ УЧЕНИКА И ЕЕ РАЗВИТИЕ Прием «Я знаю, что». Создание ситуации успеха позволяет мотивировать учащихся на активную работу во время урока. Предложите учащимся во время фронтального опроса отвечать, начиная словами: «Я знаю, что…». Данный прием способствует росту уверенности учащихся в своих силах, умениях. Прием «Линия времени». Начертите на доске, на которой необходимо обозначить этапы изучения темы, формы контроля. Проговорить о самых важных периодах, требующих от учащихся стопроцентной самоотдачи, вместе найдите уроки, на которых можно «передохнуть». «Линия времени» позволяет учащимся увидеть, что именно может являться конечным продуктом изучения темы, что нужно знать и уметь для успешного усвоения каждой последующей темы. Прием «Оценка — не отметка». Отмечаете вслух или жестом каждый успех ученика. Главная цель оценки — стимулировать познание. Не забывайте, что детям нужен успех. Степень успешности во многом определяет отношение к миру, самочувствие, желание работать, узнавать новое. Прием «Автор». Задаете ученикам следующие вопросы: Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам эту тему? Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам необходимость изучения этой темы? Если бы вы были художником-иллюстратором, как бы вы… Прием «Образовательная стратегия». Задаете следующие вопросы: Что ты делал, чтобы написать эту работу на 10 баллов? Как ты готовился к контрольной работе, что позволило тебе написать ее хорошо? Указанные выше приемы, позволят: • обеспечить психологическую безопасность учащихся на уроке; • разнообразить активные формы поддержки продуктивного темпа на уроке; • осуществить индивидуальный подход к учащимся; • сформировать мотивацию к учению; • развивать навыки рефлексии и самоанализа; • наладить контакт ученика и учителя и создать эмоциональнодоверительный фон. ПАМЯТКА ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ 1. Если ребёнок живёт во вражде, он учится агрессивности 2. Если ребёнка постоянно критикуют, он учится ненавидеть 3. Если ребёнка высмеивают, он становится замкнутым 4. Если ребёнка подбадривают, он учится верить в себя 5. Если ребёнок растёт в ситуации принятия, он учится принимать других 6. Если ребёнок растёт в честности, он учится быть справедливым. 7. Если ребенка поддерживают, он учится ценить себя 8. Если ребёнок живёт в понимании, и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире. ПАМЯТКА ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ ПО КОРРЕКЦИИ УСПЕВАЕМОСТИ ЧЕРЕЗ МОТИВАЦИОННЫЙ КОМПОНЕНТ Коррекционная работа может вестись, основываясь на возрастные особенности. Каждому возрасту присущи своя направленность и свой мотивационный компонент. Младший школьник. Коррекционная работа в этом возрасте основана на изменении познавательной сферы. Познания зависят от мотивации. Доминирует личностная мотивация, поэтому мотивационная сфера корригируется через эмоционально-волевую сферу, получение положительных эмоций при выполнении учебных заданий, преодоление школьных страхов. Использование игровых приёмов позволяет мобилизовать внимание детей, способствует сохранению интереса к занятиям и хорошему запоминанию. Постепенно у детей формируются собственные учебные интересы и навыки. Игра служит переходным мостиком к учению, той средой, в которой легче, интереснее проходит познавательная деятельность. Подростки. Коррекционная работа направлена на изменение влияния социальной среды, от которой зависят желания, потребности и мотивы обучения. Успешность обучения основана на социальном статусе школьника, методах и форма организации учебного процесса. Снижение познавательной активности в этом возрасте зависит от отклоняющегося поведения. Компенсаторными механизмами в работе с подростками являются личностно-проблемные занятия, коллективные диспуты. В работе с ними лучше ориентироваться на лидера, формального или неформального, роль руководителя подростками не воспринимается. Усиливается роль и значение внеклассной работы. Старшеклассники. Повышение мотивации основана на личностноориентированной системе учёта индивидуальных возможностей, направленных на самоопределение, стремление сохранить свою индивидуальность, быть самим собой, с учётом мотивов, обусловленных выбором профессии. Но в работе с учащимися всех возрастов по формированию устойчивых положительных мотивов одну из важнейших значений имеет личность учителя, который может формировать мотивацию у школьников своими способами и методами, отличными от других.

Анализ и самоанализ урокаexpand_more

А. Анализ цели урока

Вопросы для анализа:

1.Правильность и обоснованность цели урока с учетом: а) програм­мных требований; б) содержания материала; в) необходимого уровня ‘зна­ний и умений учащихся; г) места урока в системе уроков по данной теме; д) подготовленности класса; е) возможностей самого учителя; ж) прогно­зов на конечный результат обучения.

2.Формы и методы доведения цели до учащихся. Целесообразность этих форм и методов.

3.Степень достижения поставленной цели.

Б. Анализ структуры и организации урока

Вопросы для анализа:

1. Соответствие структуры урока его цели и типу.

2. Логическая последовательность и взаимосвязь этапов урока.

3. Целесообразность распределения времени по этапам урока. ,

4.Рациональность использования оборудования кабинета.

5.Научная организация труда учителя и учащихся.

6.Организация начала и конца урока.

7.Оптимальный темп ведения урока.

8.Наличие плана и степень его выполнения.

В. Анализ содержания урока

Вопросы для анализа:

1.Соответствие содержания урока требованиям стандарта.

2.Логичность изложения.

3.Доступность изложения (соответствует ли уровень изложения ма­териала учителем уровню понимания содержания учениками).

4.Научность изложения (соответствует ли уровень сложности из­ложения материала учителем уровню сложности изложения содержа­ния в учебнике).

5.Выделение ведущих идей поданной теме.  

6.Связь содержания урока с жизнью, профессиональная направлен­ность материала.

7.Связь содержания урока с потребностями и интересами ученика.

8.Формирование самостоятельного мышления, активной учебной деятельности, познавательных интересов учащихся средствами самого материала урока.

Г. Анализ методики проведении урока (деятельность учителя)

Вопросы для анализа:

1. Правильность отбора методов, приемов и средств обучения с уче­том: а) темы урока; б) цели урока; в) возможностей класса; г) возмож­ностей самого учителя; д) учебно-материальной базы.

2.Разнообразие методов и приемов, применяемых на уроке.

3.Формирование у учащихся новых понятий (как учитель определил новые понятия для данной темы и как определил, являются ли данные понятия для учащихся действительно новыми).

4.Актуализация спорных знаний (как учитель работает с разнооб­разными точками зрения по теме урока).

5.Качественное освоение нового материала (как определяется учи­телем качество освоения).

6.Использование средств обучения (наглядных пособий, ТСО, личных особенностей учащихся).

7.Организация учителем самостоятельной работы учащихся (ха­рактер тренировочных упражнений, виды самостоятельных работ, сте­пень сложности, вариативность, индивидуальный подход к заданиям, инструктаж и пр.).

8.Педагогическая техника учителя: темп речи, дикция, эмоциональ­ность изложения, точность использования специальной терминологии, умения в межличностном общении, приемы влияния на учащихся.

Д. Анализ работы учащихся на уроке

Вопросы для анализа:

1.Активность и работоспособность учащихся на разных этапах урока.

2.Интерес к теме или к уроку.

3.Владеют ли учащиеся рациональными приемами работы (НОТ на уроке). Культура труда на уроке.

4.Выполнение учащимися единых требований (есть ли требова­ния учителя к учащимся при изучении предмета, в чем они выража­ются, являются ли данные требования едиными для всех предметников вашей школы).

5.Наличие навыков самоконтроля.

6.Качество знаний и умений учащихся (глубина, осознанность знаний, умение вычленить главное, применять знания и умения в раз­личных ситуациях).

7.Умения самостоятельно приобретать знания, самостоятельность суждений.

8.Культура межличностных отношений.

9.Реакция на оценку учителя.

Е. Анализ домашнего задания

Вопросы для анализа:

1.Методы и приемы проверки домашнего задания.

2.Мотивировка домашнего задания на данном уроке, его цели и осознание этих целей учащимися.        

3.Объем домашнего задания (чем определяется).

4.Характер домашнего задания (тренировочный, творческий, закреп- ляющий, развивающий, дифференцированный).

5.Посильность домашнего задания для всех учащихся.

6.Подготовленность домашнего задания всем ходом урока.

7.Методика задания на дом, инструктаж.

8.Предполагаемая отдача от заданного материала на дом. Ставит ли учитель перед собой вопрос: «Зачем я задаю учащимся это домашнее задание?»

Ж. Оценка санитарно-гигиенических условий урока

Вопросы для анализа:

1.Классная доска (форма, цвет, чистота, пригодность для работы мелом, для закрепления наглядности).

2.Соответствие мебели возрасту учащихся.

3.Уровень освещенности, чистота помещения.

4.Размещение учащихся в учебной аудитории с учетом их особен­ностей здоровья.

5.Приемы и методы работы над осанкой учащихся.

6.Режим проветривания, проведения физкультминуток, фрагментов релаксации, элементов аутотренинга.

7.Применение наглядности, соответствующей нормам (величина букв, их цвет, четкость написания).

8.Наличие отвлекающего от темы урока, а при неизбежности данно­го, использование учителем в ходе учебного занятия.

9.Соблюдение правил охраны труда и техники безопасности на соот­ветствующих уроках.

З. Психологический анализ урока (проводится со школьным психологом либо при наличии соответствующего образования)

Вопросы для анализа:

1.Психологическое состояние учащихся перед началом урока и в хо/ь: его (готовность к уроку, собранность, настроение и его причины, эмоцио­нальный отклик на происходящее на занятии).

2.Развитие внимания, устойчивость внимания на разных этапах уро ка, приемы привлечения внимания и поддержания его устойчивости,; случаи отвлечения внимания и его причины, соотношение произвольно-? го и непроизвольного внимания.

3.Развитие и тренировка памяти учащихся, как организация урока способствовала развитию всех видов памяти (механической, смысло­вой, произвольной, непроизвольной, кратко-зрительной). Организация основных процессов памяти — восприятия, запоминания, сохранения и воспроизведения.

4.Развитие мышления учащихся, создание проблемных ситуаций. Ис­пользование заданий для формирования параметров мыслительных опера­ций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, конкретизация, систематизация, абстрагирование. Создание условий для развития творческого мышления.

5.Развитие воображения учащихся через образную подачу материала.

6.Приемы организации осмысленного восприятия материала школьниками.

7.Привлечение эмоций учащихся в процессе обучения или весь рас­чет делался на мыслительную деятельность.

8.Способствовал ли урок общему развитию личности школьника и детского коллектива в целом.

9.Знание учителем возрастной психологии и психологический кон­такт с классом: как учитель следит в процессе обучения за движениями мысли и чувства каждого ученика, педагогический такт учителя.

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ ПО УРОКУ:

1.Оценка самоанализа урока учителем.

2.Общая оценка достижения поставленной на уроке цели.

3.Аргументированная характеристика достоинств урока: элементы творчества, находки, результативность.

4.Недостатки урока, диагностика причин недостатков, конкретные предложения по их устранению.

5.Рекомендации по самообразованию на основе выводов и предло­жений, определение сроков повторного анализа.

6.Данные наблюдений заносятся в «Журнал посещений» или в «лис­ток посещений».

Требования к современному урокуexpand_more

Современный урок — урок, соответствующий нынешним требованиям подготовки конкурентоспособного выпускника. С проблемой его анализа и оценки знаком каждый директор школы, каждый заведующий учебной частью. Они постоянно задают себе вопросы: «Что влияет на «современность» урока? Мастерство педагога? Совокупность методических приемов? Наличие технических средств обучения? Вообще, каким он должен быть?» Можно перечислять до бесконечности. Но, прежде чем анализировать, строить проекты и планы, говорить о том «как надо», стоит ответить на вопросы: «Какой он, современный урок в действительности? И какой, собственно, нужен сегодняшним школьникам?»

Урок есть часть жизни ребёнка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры. Современный урок есть протекание сорокапятиминутного момента жизни как продолжение её, домашней, уличной, как часть истории личностной судьбы ребёнка. Урок проживает не только ребёнок, но и учитель, как человек современной культуры, поэтому существуют и культурологические нормы его деятельности на уроке. Он не обслуживающий персонал, не слуга детей. Ему тоже должны быть созданы высокие условия работы. Этика взаимодействия, принятая на уроке в группе высокой культуры, предписывает педагогу в школе приучать детей не произносить резких категорических суждений, не подчёркивать интеллектуального превосходства кого-либо, не пренебрегать мнениями других, не перебивать выступающего. А самому быть лаконичным и четким в высказываниях, не допускать фамильярности по отношению к кому-либо, отмечать индивидуально ценностное в работе каждого, выражать благодарность в адрес всех присутствующих.

Цель:

  • Обосновать использование модели
  • Рассмотреть теоретическую основу урока

Задачи:

  • Рассмотреть психологию и педагогику по данной проблеме
  • Проанализировать современный урок
  • Раскрыть понятие качественного образования
  • Описать модель урока
  • Рассмотреть методики обучений

Требования к современному уроку

Дидактические требования к современному уроку:

  • четкое формулирование образовательных задач в целом и их составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами. Определение места в общей системе уроков;
  • определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся;
  • прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков как на уроке, так и на отдельных его этапах;
  • выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля, оптимального их воздействия на каждом этапе урока, выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность в учении учащихся;
  • реализация на уроке всех дидактических принципов;
  • создание условий успешного учения учащихся.

Психологические требования к уроку:

Психологическая цель урока:

  1. Проектирование развития учащихся в пределах изучения конкретного учебного предмета и конкретного урока;
  2. Учет в целевой установке урока психологической задачи изучения темы и результатов, достигнутых в предшествующей работе;
  3. Предусмотрение отдельных средств психолого-педагогического воздействия методических приемов, обеспечивающих развитие учащихся.

Стиль урока:

  1. Определение содержания и структуры урока в соответствии с принципами развивающего обучения:соотношение нагрузки на память учащихся и их мышление;
  2. определение объема воспроизводящей и творческой деятельности учащихся;
  3. планирование усвоения знаний в готовом виде (со слов учителя, из учебника, пособия и т.п.) и в процессе самостоятельного поиска; выполнение учителем и учащимися проблемно-эвристического обучения (кто ставит проблему, формулирует ее, кто решает);
  4. учет контроля, анализа и оценки деятельности школьников, осуществляемые учителем, и взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа учащихся;
  5. соотношение побуждения учащихся к деятельности (комментарии, вызывающие положительные чувства в связи с проделанной работой, установки, стимулирующие интерес, волевые усилия к преодолению трудностей и т.д.) и принуждения (напоминание об отметке, резкие замечания, нотации и т.п.).
  6. Особенности самоорганизации учителя:подготовленность к уроку и главное — осознание психологической цели, внутренняя готовность к ее осуществлению;
  7. рабочее самочувствие в начале урока и в его ходе (собранность, сонастроенность с темой и психологической целью урока, энергичность, настойчивость в осуществлении поставленной цели, оптимистический подход ко всему происходящему на уроке, педагогическая находчивость и др.);
  8. педагогический такт (случаи проявления);
  9. психологический климат на уроке (поддержание атмосферы радостного, искреннего общения, деловой контакт и др.).

Организация познавательной деятельности учащихся:

  1. Определение мер для обеспечения условий продуктивной работы мышления и воображения учащихся:планирование путей восприятия учениками изучаемых объектов и явлений, их осмысления;
  2. использование установок в форме убеждения, внушения;
  3. планирование условий устойчивого внимания и сосредоточенности учащихся;
  4. использование различных форм работы для актуализации в памяти учащихся ранее усвоенных знаний и умений, необходимых для восприятия новых (беседа, индивидуальный опрос, упражнения по повторению);
  5. Организация деятельности мышления и воображения учащихся в процессе формирования новых знаний и умений;определение уровня сформированности знаний и умений у учащихся (на уровне конкретно-чувственных представлений, понятий, обобщающих образов, «открытий», формулирования выводов);
  6. опора на психологические закономерности формирования представлений, понятий, уровней понимания, создания новых образов в организации мыслительной деятельности и воображении учащихся;
  7. планирование приемов и форм работы, обеспечивающих активность и самостоятельность мышления учащихся (система вопросов, создание проблемных ситуаций, разные уровни проблемно-эвристического решения задач, использование задач с недостающими и излишними данными, организация поисковой и исследовательской работы учащихся на уроке, создание преодолимых интеллектуальных затруднений в ходе самостоятельных работ, усложнение заданий с целью развития познавательной самостоятельности учащихся);
  8. руководство повышением уровня понимания (от описательного, сравнительного, объяснительного к обобщающему, оценочному, проблемному) и формированием умений рассуждать и умозаключать;
  9. использование различных видов творческих работ учащихся (объяснение цели работы, условий ее выполнения, обучение отбору и систематизации материала, а также обработке результатов и оформлению работы);
  10. Закрепление результатов работы:формирование навыков путем упражнений;
  11. обучение переносу ранее усвоенных умений и навыков на новые условия работы, предупреждение механического переноса.

Организованность учащихся:

  1. отношение учащихся к учению, их самоорганизации и уровень умственного развития;
  2. возможные группы учащихся по уровню обучаемости, учет этих обстоятельств при определении сочетания индивидуальной, групповой и фронтальной форм работы учащихся на уроке.

Учет возрастных особенностей учащихся:

  1. планирование урока в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся;
  2. проведение урока с учетом сильных и слабых учеников;
  3. дифференцированный подход к сильным и слабым ученикам.

Гигиенические требования к уроку:

  1. температурный режим;
  2. физико-химические свойства воздуха (необходимость проветривания);
  3. освещение;
  4. предупреждение утомления и переутомления;
  5. чередование видов деятельности (смена слушания выполнением вычислительных, графических и практических работ);
  6. своевременное и качественное проведение физкультминуток;
  7. соблюдение правильной рабочей позы учащегося;
  8. соответствие классной мебели росту школьника.

Требования к технике проведения урока:

  1. урок должен быть эмоциональным, вызвать интерес к учению и воспитывать потребность в знаниях;
  2. темп и ритм урока должны быть оптимальными, действия учителя и учащихся завершенными;
  3. необходим полный контакт во взаимодействии учителя и учащихся на уроке должны соблюдаться педагогический такт и педагогический оптимизм;
  4. доминировать должна атмосфера доброжелательности и активного творческого труда;
  5. по возможности следует менять виды деятельности учащихся, оптимально сочетать различные методы и приемы обучения;
  6. обеспечить соблюдение единого орфографического режима школы;

Достоинства и недостатки современного урока

Урок как явление так велик и значим, что все сказанное о нем страдает неполнотой.

Мы не пытаемся представить энциклопедию урока, а пригласить к размышлению о нем; надеемся, что это даст импульс к поиску путей повышения качества урока. Урок всегда сопровождался критикой, выяснением его слабых сторон. Но он всемогущ и удивительно упрям. Критика только укрепляет его. «Легким испугом» стали для него наши буйные новации.

Может в уроке больше достоинств, чем недостатков?

Предлагаем вам вместе с нами поразмышлять над достоинствами урока:

  • В качестве первого хочется отметить высокую экономичность урока . На 25-30 учеников требуется всего один учитель. Чтобы образование состоялось. Урок имеет четкие временные границы. Для его проведения требуется минимальное пространство и минимальное материально-техническое обеспечение. Учитывая, что образование по-прежнему финансируется по остаточному принципу, экономичность, дешевизна школьного урока очень много значат.
  • Другое достоинство – гибкость, пластичность урока . Урок пережил многие педагогические парадигмы и концепции. На нем можно использовать самые разные образовательные технологии. Урок располагает мощным арсеналом методических возможностей: наличие видов, типов, масса методов и тому подобное.
  • К достоинствам урока относим и его способность интегрировать другие формы организации обучения. Он легко вмещает в себя лекцию, семинар, консультацию, беседу. На этой основе и выросли различные виды уроков.
  • Логическая завершенность урока – еще одно достоинство. На уроке можно организовать и первичное восприятие материала, и процесс его применения, и контроль усвоения. Педагогический процесс полностью совершается в любой педагогической форме организации воспитания и обучения, а вот познавательный – только на уроке. Урок обладает способностью охватить весь познавательный цикл.
  • Урок – система управления познавательным процессом с обратной связью. Построенный в диалоговом режиме, он позволяет не просто обмениваться информацией, но и получать данные друг о друге: о состоянии знаний и умений, об отношениях и оценках.
  • Урок обладает системообразующей способностью по отношению ко всему учебно-воспитательному процессу школы. Он задает и определяет содержание и методику проведения всех других форм организации обучения. Все они носят вспомогательный характер и как бы располагаются вокруг урока.
  • Воспитательная способность урока неоспорима. Каким бы ни был урок, он воспитывает своих участников не только содержанием учебного материала и методами воздействия учителя и учащихся друг на друга, но прежде всего взаимодействием их духовных и нравственных миров.
  • И, наконец, урок – стимул и средство роста ученика и учителя. На конкретном уроке они работают на пределе возможностей: ученику надо стараться получить лучшую отметку, а учителю – провести урок если уже не мастерски, то, по крайней мере, не провалить его. И та и другая стороны работают в экстремальной ситуации.

Предлагаем вам поразмышлять над недостатками урока. Помня при этом, что достоинств у урока больше. Иначе – зачем его улучшать.

Нормативные правовые документы 2022/2023 учебный годexpand_more

Нормативные правовые документы

В помощью учителю-предметникуexpand_more