Принципы подготовки к олимпиаде

1. Максимальная самостоятельность – предоставление возможности самостоятельного решения заданий. Самые прочные знания это те, которые добываются собственными усилиями, в процессе работы с литературой и картой при решении различных заданий. Данный принцип, предоставляя возможность самостоятельности учащегося, предполагает тактичный контроль со стороны учителя, коллективный разбор и анализ нерешенных заданий, подведение итогов при решении задач.

2.Принцип активность знаний.

Олимпиадные задания составляются так, что весь запас знаний находится в активном применении. Они составляются с учетом всех предыдущих знаний, в соответствии с требованиями стандарта образования и знаниями, полученными в настоящий момент. При подготовке к олимпиадам постоянно происходит углубление, уточнение и расширение запаса знаний. Исходя из этого, следует, что разбор олимпиадных заданий прошлых лет является эффективной формой подготовки учащихся для успешного участия в олимпиадах.

3. Принцип опережающего уровня сложности.

Для успешного участия в олимпиаде необходимо вести подготовку по заданиям высокого уровня сложности. В этом заключается суть принципа опережающего уровня сложности, эффективность которого подтверждается результатами выступлений на олимпиаде. В психологическом плане реализация этого принципа придает уверенность учащемуся, раскрепощает его и дает возможность успешно реализоваться.

4. Анализ результатов прошедших олимпиад.

При анализе прошедших олимпиад вскрываются упущения, недостатки, находки, не учтенные в предыдущей деятельности, как учителя, так и ученика. Этот принцип обязателен для учителя, так как он положительно повлияет на качество подготовки к олимпиаде. Но он так же необходим для учащихся, так как способствует повышению прочности знаний и умений, развивает умение анализировать не только успехи, но и недостатки.

5. Напутственное слово учителя.

На последнем занятии перед олимпиадой необходимо поговорить с учащимися о тактике выполнения заданий на самой олимпиаде, настроить, убедить, что победителями все не бывают «Главное не победа, главное участие. Не надо волноваться, в олимпиаде принимают участие такие же ребята, как и вы. И все находятся в равных условиях, результат зависит только от тебя».

За два три дня лучше отказаться от решения заданий, чтобы не привести к психологическому утомлению организма и, как следствие, притуплению творческого потенциала. Во время этой паузы накапливаются резервы и желание добиться успеха на олимпиаде.

6. Принцип «ненасилия над психикой».

Заключается в том, что нельзя ставить цель «Только победа». Результаты, которые будут достигнуты, зависят от работоспособности, интеллектуального развития, желания победить. Очень важно учитывать, что при подготовке принцип «чем больше сложных заданий, тем лучше» неразумен. Я придерживаюсь «золотой» середины, чтобы не отбить желание у учащихся заниматься. Неприемлем принцип «административного давления» с целью удержать ученика, заставить его участвовать в олимпиаде по предмету. Это не принесет должного результата.

При подготовке к олимпиаде и вообще при работе с детьми стараюсь избегать двух крайностей – возведения ученика на пьедестал, подчеркивания его особых прав, с одной стороны, а с другой – публичного принижения достоинств и игнорирования интеллектуальных успехов по предмету. А так же надо помнить, что систематические отрицательные оценки разрушают недостаточно окрепшую познавательную потребность и задатки одаренности.

Система подготовки участников олимпиад:

 базовая школьная подготовка по предмету;

 подготовка, полученная в рамках системы дополнительного образования (кружки, факультативы, элективы, научные общества в школах и учреждениях дополнительного образования);

 самоподготовка (чтение научной и научно-популярной литературы, самостоятельное решение задач, поиск информации в Интернете и т.д.);

 целенаправленная подготовка к участию в определенном этапе соревнования по тому или иному предмету (как правило, такая подготовка осуществляется под руководством тренера-наставника (ментора, научного руководителя) , имеющего опыт участия в олимпиадном движении).

Интернет-ресурсы и консультации областных тренеров по отдельным предметам для подготовки учащихся к олимпиадам:

русский язык и литература

При возникновении вопросов обращаться к областному тренеру Жадейко Жанне Фёдоровне ( контактный телефон +Велком 375292338170)

http://iw-natalia2009.narod.ru

http://rusolimp.kopeisk.ru/

http://iw-natalia2009.narod.

http://perova.jimdo.com

http://inrus-lp.narod.ru

белорусский язык и литература

Областной тренер Понякова Ирина Ивановна ( контактный телефон Велком +375293389886)

http://wiki.schoolnet.by

http://mova.na.by

http://belkabinet.ucoz.ru/

http://school41.mogilev.by

история

При возникновении вопросов обращаться к областному тренеру Бондареву Виктору Егоровичу ( контактный телефон Велком +37529 8385475)

http://z2h.ru

http://www.pedagog.by

обществоведение

При возникновении вопросов обращаться к областному тренеру Костюшко Евгений Евгеньевич ( контактный телефон Велком +37529 1437883)

http://www.aversev.by

http://uchltel-lstoria.ucoz.org

математика

При возникновении вопросов

  •  обращаться к одному из областных тренеров:

Струк Александр Николаевич  aiestruk@yandex.by

Симоненко Дмитрий Николаевич  dsimonenkon@mail.ru

Горский Сергей Михайлович   smgorskiy@gmail.com

Учительский портал http://WWW.uchportal.ru

географии

При возникновении вопросов

  •  обращаться к областному тренеру –

Кондратенко Илье Владимировичу 

Ilya-kondratenko@mail.ru

http://www.myplanet-earth.com

Интернет-проект «Планета Земля»

биология

Областной тренер Сапего Лариса Николаевна ( lnsanego@mail.ru)

химия

Областной тренер Корепанов Николай Игоревич ( korepanov.nikola@mail.ru)

Xumuk.ru   virtuallab.by  chemport.ru

информатика

  • Для совместной работы с областным тренером на базе Центра юных пожарных г.Мозыря к сотрудничеству приглашаются заинтересованные тренеры районных команд, педагоги, учащиеся 

Сайт дистанционного обучения – DL.GSU.BY,

Автор – областной тренер

Долинский Михаил Семенович

английский язык

Областной тренер Смотрицкая Елена Геннадьевна ( контактный телефон Велком+37529 6296510)

немецкий язык Толкачёва Светлана Петровна ( контактный телефон Велком+375296170365)

обслуживающий труд

Областной тренер Лучина Людмила Петровна ( МТС +37529333617)