Как работать с книгой

1.     Понять, как построена книга, её структуру.

2.     Отобрать самое важное, основное из содержанная книги.

3.     Работу с книгой желательно строить в три этапа:

o        первоначальное прочтение всего текста с цель ознакомления с ним;

o        второе прочтение текста, включающее конспектирование и детальное изучение материала;

o        третье, заключительное прочтение для закрепления полученной информации.

4.     Формы и методы конспектирования зависят от личных особенностей мышления и запоминания. Рекомендуемая последовательность работы: составление плана, изложение тезисов, выписки из текста и само конспектирование.

Структура плана рекомендуется как перечисление основных событий, вопросов по принципу деления целого на части. Предлагается следующий процесс составления плана: чтение, деление на части с присвоением каждой из них краткого наименования.

План может быть простым и сложным. Простой план отражает выделение и наименование главных частей. В сложном плане главные части соответственно разделятся на дополнительные. Преимущество сложного плана состоит в том, что он полнее раскрывает построение и содержание текста, позволяет глубже проследить за ходом мысли и замыслом автора.

Сложный план поможет выработать умение сжато производить записи, последовательно излагать свои мысли, быстро восстанавливать в памяти прочитанное, мобилизовать внимание.

Тезисы предполагают в процессе прочтения продумывание основных идей, изложение их в виде последовательных пунктов. При составлении тезисов следует сконцентрировать свое внимание на выводах автора.

Целесообразно рассмотреть два вида составления тезисов:

1.     извлечение авторских тезисов из текста;

2.     формулирование основных положений своими словами и понятиями.

Иногда рядом с тезисами следует записывать и часть фактологического материала.

Выписки представляют собой факты, цифры, схемы, таблицы, цитаты (в том числе и в личной интерпретации) и т. д. В отличие от планов и тезисов выписки можно делать одновременно с чтением текста.

Конспект представляет собой тезисы в расширенном и углубленном виде, дополненные цитатами, цифрами, таблицами, схемами и т. д. Конспект может постоянно дополняться в процессе изучения предмета. В начале конспекта следует указать автора изучаемого текста, наименование его работы, год издания и издателя.

Конспект может быть тематическим, т е составленный по нескольким произведениям, работам, текстам и т. п. Целью такого тематического конспекта является более глубокое, всестороннее изучение определенной проблемы с учетом возможной вариативности мнений различных авторов. Для составления тематического конспекта следует:

  • осуществить подбор необходимой и рекомендованной литературы, наглядных пособий и других учебных материалов-
  • составить сложный план тематического конспекта постоянно имея в виду конечную цель своей работы по изучении и осмыслению данной проблемы;
  • дальнейшую работу построить в ранее изложенной последовательности, но с учетом последовательно-параллельного изучения первоисточников в определенном их многообразии.

В итоге работа над составлением тематического конспекта с успехом может вылиться в составление реферата. Тематический конспект требует постоянной систематической доработки, дополнений и творческого осмысления в процессе изучения предмета.

Анализ текстов

Анализ текста включает задания, которые предполагают проверку умений:

  • распознавать в тексте термины и понятия, включенные в обязательный минимум или иные объекты усвоения;
  • объяснять используемые в тексте научные термины, связанные с изученным материалом, или находить эти объяснения в оригинальном тексте;
  • описывать с опорой на используемый текст, изучаемый объект, объяснять общественные явления с помощью имеющихся в тексте или конкретных примеров;
  • характеризовать изучаемый объект, выделяя ведущие признаки, их соотношение, связи, зависимости, представленные в тексте;
  • выделять в тексте, содержащиеся в нем оценочные суждения, отражающие позицию автора текста;
  • выделять главную мысль текста;
  • самостоятельно формулировать основные положения анализируемого фрагмента с опорой на текст оригинала;
  • сравнивать несколько социальных объектов, предъявленных в анализируемом тексте или на основе нескольких источников;
  • делать выводы по изученному тексту и аргументировать их;
  • сопоставлять различные точки зрения, выдвигать аргументы в обоснование собственной позиции и контраргументы по отношению к иным взглядам;
  • составлять план, тезисы;
  • конспектировать;
  • составлять справочный аппарат к анализируемому фрагменту (объяснение терминов, указание на связь между основными понятиями и т.п.);
  • преобразовывать текстовую информацию в условно — графическую (составлять на основе анализируемого текста схемы, таблицы, символические рисунки и т.п.).
Виды чтения

1.     Чтение просмотр.

2.     Выборочное чтение.

3.     Сканирование–быстрый просмотр текста с целью найти нужную дату, фамилию, название, т.д.

4.     Быстрое чтение (от 500 и более слов в минуту). Специальная подготовка.

5.     Углубленное чтение, аналитическое, комментированное.

Рациональное чтение

Рационализировать чтение означает ликвидацию потерянного времени на бессистемное чтение и пустую трату средств. Можно путём целенаправленного, селективного (отобранного) чтения сэкономить массу времени.

Рациональное чтение предполагает прежде всего определение того надо ли этот материал читать вообще, если да, то в каком объёме.

1.     При просмотре и чтении надо думать о том, какую информацию мы хотим из него получить;

2.     Надо просмотреть название глав и разделов, пробежать глазами краткое содержание, а также предисловие и введение.

3.     Выяснить, что бы мы хотели прочитать более интенсивно.

4.     Не задерживаться на примечаниях, частях текста, напечатанных мелким шрифтом

5.     Следовать смысловому содержанию и идее текста, а не словам.

6.     Отыскивать всевозможные выделения и таблицы.

Читать можно быстрее, если избавляться от вредных привычек и отвлекающих факторов, и совершенствуя методику чтения.

Необходимо привыкнуть к тому, что важные тексты нужно не только читать, но и обрабатывать после чтения. Желательно разработать свою систему маркировок и делать пометки, указывающие на важность или качество того или иного абзаца.Можно выписывать важные идеи и мысли, но лишь самое важное и в кратчайшей форме.Метод SQ 3R является методом 5-ти ступеней, которые предусматривают:

1.     Обзор. Надо узнать какую информацию несёт книга в целом.

2.     Постановка вопросов. Это критическое чтение.

3.     Чтение. Целевое и концентрированное восприятие.

4.     Обобщение. Необходимо удостовериться, что материал усвоен.

5.     Повторение. Завершающее повторение служит сведению в единое целое отдельных результатов, полученных в ходе проработки текста.

Приемы работы с текстами:

Чтение и анализ: выписки определений понятий, основных положений, выделение главной идеи; комментированное чтение; коллективный разбор текста; обобщение фактического и теоретического материала в целях конкретизации изучаемых общественных явлений; выявление различных подходов к общественно-историческому развитию; анализ аргументации авторов; нахождение разных способов решения проблем на основе сопоставления нескольких источников; формулирование обобщенных выводов; самостоятельная постановка вопросов к тексту; выявление причинно-следственных связей и построение логической цепи суждений; составление текстовых, сравнительно — обобщающих и конкретизирующих таблиц, логических и текстовых схем, планов (развернутого, структурно – логического, тематического), тезисов, конспекта, подготовка небольших сообщений, рефератов и т.д.

Способы работы с печатными материалами.

Для учителя: 1) включение сведений из печатных СМИ в изложение нового материала;

2)пересказ или зачитывание отдельных публикаций; 3) анализ газетной информации и ее комментирование; 4) использование материалов периодической печати для подготовки познавательных, проблемных заданий; 5) разработка памяток для комментирования событий внутренней и международной жизни.

Для учащихся: 1)чтение и комментирование газетных материалов по указанию учителя; 2) коллективный анализ и подготовка ответов на вопросы учителя; 3) выполнение самостоятельных заданий по подбору газетных материалов к определенной теме и определение места их включения в урок; 4) подготовка небольших сообщений на основе собранных материалов, планов, таблиц, схем, диаграмм.

Памятка для решения познавательных задач

1. Внимательно ознакомьтесь с условием задачи. С помощью словарей, справочников или учебника выясните непонятные термины.

2. Соотнесите вопросы и предписания, сформулированные в задаче, с её условием:

а) определите, что дает условия для решения задачи;

б) подумайте, какие знания следует привлечь для решения задачи, к каким источникам обратиться;

в) подумайте. Какими общими правилами познания следует руководствоваться при решении задачи.

3. Наметьте предполагаемый ответ в соответствии с вопросом или предписанием.

4. Продумайте аргументы, подкрепляющие ваши решения.

5. Убедитесь в правильности полученного вами ответа:

а) соответствует ли ответ существу вопроса задачи;

б) если в задаче дано несколько вопросов, то дан ли ответ на каждый из них;

в) нет ли противоречий между вашими аргументами;

г) нет ли в условии задачи данных, противоречащих предлагаемому вами решению;

д) можно ли считать предложенный путь решения задачи единственно возможным;

е) не следует ли из условия задачи какие-либо другие выводы помимо тех, которые намечены вами;

ж) готовы ли вы четко и убедительно изложить выводы и доказательства, объяснить, каким путем получен ответ.

Правила конспектированияexpand_more

1.     Внимательно прочитайте текст. Попутно отмечайте непонятные места, новые слова, имена, даты.

2.     Наведите справки о лицах, событиях, упомянутых в тексте. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля.

3.     При первом чтении текста составьте простой план. При повторном чтении постарайтесь кратко сформулировать основные положения текста, отметив аргументацию автора.

4.     Заключительный этап конспектирования состоит из перечитывания ранее отмеченных мест и их краткой последовательной записи.

5.     При конспектировании надо стараться выразить авторскую мысль своими словами.

6.     Стремитесь к тому, чтобы один абзац авторского текста был передан при конспектировании одним, максимум двумя предложениями.

Памятка по конспектированию и составлению тезисов.

1.     Выделите в тексте логически законченные части.

2.     Кратко сформулируйте главную мысль каждой части, выпишите их в виде заголовков в левой части развернутого листа тетради, нумеруя.

3.     В каждой части выделите факты и выводы, уточняющие и развивающие главную мысль. Процитируйте или кратко изложите их своими словами (против соответствующих заголовков, в правовой части листа).

4.     Проверьте сделанную работу. Если это необходимо уточните заголовки, текст.

Работа с цитатой

1.     Цитатой пользуются для уточнения собственных мыслей, для их подтверждения.

2.     Для цитирования выбирай те места, которые наиболее полно и точно выражают основные мысли автора.

3.     Нельзя злоупотреблять цитатами. Ссылка на авторитет – это не доказательство.

4.     Цитата должна выписываться так, чтобы в ней заключалась законченная мысль автора.

5.     Выписывать цитату следует тщательно, без замены слов, с соблюдением всех знаков препинания, с обозначением пропусков.

6.     Каждая цитата заключается в кавычки.

7.     После цитаты указывается источник, т.е. фамилия автора, название книги, место и год издания, номер тома и страницы.

Памятка к рассказу по содержанию наглядных пособийexpand_more

1.     Выделите главное, существенное (чему посвящена картина) и составить план изложения.

2.     Последовательно описать действия участников события, уделяя внимание их внешнему виду, орудиям труда, оружию, окружающей обстановке.

3.     Сделать выводы, оценить событие и его участников.

4.     Использовать в рассказе новые слова, относящиеся к изображенному на картине (рисунке).

Схема обсуждения после просмотра спектакля или фильма.

1.     Краткое содержание спектакля (фильма).

2.     Насколько спектакль (фильм) достаточно полно и правдиво раскрыл историческое событие.

3.     Сумели ли актеры перевоплотиться в исторические персонажи.

4.     Какие мысли и чувства пробудил спектакль (фильм).

5.     Подведение итогов.

Описание учебной картины (иллюстрации).

1.     Определите основной замысел картины.

2.     Какие основные персонажи и их действия раскрывают (доказывают) этот замысел?

3.     Какие дополнительные средства (цвет, композиция, передний — задний план, второстепенные сюжеты или персонажи и т.д.) использованы в целях раскрытия главной мысли?

4.     Какое общее впечатление произвела на вас данная картина?

Как дать рецензию на ответ товарища

1.     Оцените, насколько правильно и грамотно ответил Ваш товарищ, какие ошибки он допустил.

2.     Следовал ли он намеченному плану, в чем отошел от него, что пропустил.

3.     Вспомните, выразил ли ученик свое личное мнение и отношение к историческим событиям и их участникам.

4.     Употреблял ли он в рассказе необходимые исторические термины и понятия.

5.     Укажите ошибки и недостатки речи, ненужные повторения, отсутствие эпитетов, живых характеристик людей и событий.